Городской портал Херсона

Люди, годы, жизнь

     21.04.11

Олег Грушко,"Вгору"
Фото из архива Виктора Василенко
На страницах газеты стало традицией рассказывать о людях Херсонщины, которые посвятили жизнь нашему краю и оставили в его истории незабываемый след. Хирург Петр Юрженко был коренным херсонцем, и здесь он прожил 38 лет.

Штрихи биографии
Будущий знаменитый хирург Херсонщины родился в николаевской области в селе Дар-Александровка, ныне Новопетровка. В 1915 году закончил Херсонскую военно -фельдшерскую школу и после был направлен в Очаковский район. В 1917 году Россия попала в омут революции. Потом началась гражданская война. Вихри смутного времени пощадили Петра Юрженко. Эти годы он находился в родном селе на Николаевщине. В те годы на Таврии бушевали различные болезни. Страшная болезнь выкашивала как противоборствующие стороны, так и мирное население, и Юрженко пришлось бороться с этим смертельным недугом. После окончания войны страна начала возвращаться к мирной жизни. Петр Юрженко времени не терял и поступил в Одесский медицинский институт. После окончания получил направлен в Старобельскую райбольницу Донецкой области. Врачей не хватало, и он работал одновременно и главврачом и заведующим хирургического отделения. Через 10 лет новое назначение – главным врачом 1-й городской больницы в Херсоне. И опять Петр Иванович возглавляет хирургическое отделение. Здесь же он защитил кандидатскую диссертацию.

Роковые сороковые
В 1941 году, с началом войны, на базе больницы из числа сотрудников формируется военно-полевой госпиталь. С первых дней войны начали поступать раненые. Когда немцы подошли к Херсону, военные медики с войсками начали отходить на восток. Однажды на глазах у сотен людей в небе разыгрался воздушный бой. Один из советских самолетов был сбит, но летчик успел выпрыгнуть с парашютом. Асы люфтваффе, воспитанные гитлеровской пропагандой "Германия превыше всего!," благородством не отличались и в воздухе начали расстреливать советского летчика. Когда тот приземлился, на нем не было живого места.
По приказанию Юрженко госпиталь остановился и тут же была развернута палатка для операции. За считанные минуты подготовили операционную и началась борьба за жизнь авиатора, которая закончилась победой врачей.
Таких операций на фронте у Петра Ивановича были тысячи. Под авиационным и орудийным обстрелом, в мороз и летний зной он делал главное дело, свое предназначение – спасал человеческие жизни. В мае 1945 года подполковник медицинской службы Юрженко носил на груди три ордена: два "Отечественной войны" и один "Красной Звезды". В 1946 году после демобилизации вернулся в Херсон, который лежал в руинах. От областной больницы остались, по существу, только стены.

Под мирным небом
Хирург областной больницы Виктор Иосифович Василенко, проработавший три десятка лет с Петром Ивановичем, вспоминает: "Юрженко обладал не только неиссякаемой энергией, но и смекалкой. Окна стояли без стекол.Достать их в городе было невозможно. Если забить фанерой, наступит темнота в палатах, операционных и других помещениях. Главврач поехал на завод стеклотары и привез обыкновенные банки. Ими закрыли оконные проемы. А отверстия заткнули тряпками. Неэстетично – зато светло и ветер не дует. Сами делали ремонт, стелили полы, красили, белили и, конечно, лечили больных".
Вспоминает хирург Виталий Иванович Гордеев: "Я приехал в Херсонскую область в 1952 году, после окончания Харьковского медицинского института. Но в город попал позже. Сначала пришлось поработать в сельской местности. Но в отличие от сегодняшнего дня, тогда была практика. Молодых врачей с области собирали на месяц в областной больнице. День хирурга.Семь утра, мы уже в приемном покое на первом этаже. Юрженко не терпел опозданий. Сам приходил через полчаса, а иногда и раньше. Брал истории болезни поступивших больных за сутки и шел к рентгенологу. Садился с ним рядом, мы становились около них и начиналось установление диагноза больного. Например, в истории написано язва, а он тут же "… язвы нет. Следующий!". Сразу по состоянию больного определял, кого на операцию, кого на лечение. Этот метод он принес с военного госпиталя.

Хирург от Бога
Сегодня хирургия разделяется на множество направлений: челюстно-лицевая, нейрохирургия и т.д. Тогда этого не было, и хирургу надо было быть универсальным. Петр Иванович делал различные операции, и делал их качественно и быстро. Если, например, его коллеге требовалось 2-3 часа, то у Юрженко уходило на это 30 минут. За несколько часов он умудрялся сделать несколько операций.
"Он оперировал все. Сердце, легкие, печень, урологию, нервную систему, почки, мозг, – продолжает рассказ Виталий Гордеев. – Большие мощные руки, длинные тонкие пальцы пианиста. Техника оперирования была изумительная, поражала точностью, аккуратностью. И в тоже время в характере присутствовала смелость. Был очень требовательным к себе и своим подчиненным. Он был главным хирургом области, своей областной больнице уделял много внимания, но районы не оставлял без опеки".
"Я тогда в районной больнице работал, – продолжает повествование врач Виктор Василенко. – Как- то днем возле здания останавливается машина и из нее выбирается Юрженко. Выпрямился во весь свой двухметровый рост. Расправил плечи и в палаты пошел. Вокруг него сразу же появилось множество народа. Меня тогда поражало то, что его все больные знали. Вроде бы толкотня, а он практически на ходу умудрился уже узнать состояние нескольких пациентов. А уже утром нескольким человекам пришлось покинуть больничные койки. Оказалось, что это были симулянты, решившие отдохнуть от работы на уборочной.

Птенцы гнезда Петрова
В наше время человек, севший в кресло начальника, старается окружать себя посредственными личностями, чтобы никто не смог заменить его на этой должности. Советское время не было исключением, и многие врачи старались не давать молодым своим коллегам получать опыт. Боясь, что они в дальнейшем смогут "подсидеть". Петр Юрженко, наоборот, собирал со всех районов области лучших и наиболее способных молодых врачей. В то же время никто к нему не лез с протекцией. Это было бесполезно. Людей, как сегодня говорят, в свою команду он выбирал сам. Его школа была трамплином. А ученики впоследствии возглавили отдельные направления в хирургии: урологию – Фридрих Фиксман, урологию – К…., нейрохирургию – Михаил Лященко, грудную хирургию возглавил Никифор Кочуровский. "Мы тогда в шутку называли себя "птенцы гнезда Петрова", – вспоминает хирург Виктор Василенко.

Железный характер
Современники отмечали его целеустремленный характер. Наметив цель, он шел к ее достижению, и ничто не могло его остановить. "Он всегда добивался своего. Тогда у нас работали в большинстве женщины-врачи. У них, как правило, семья, дети. Оставить на ночные дежурства их было проблематично. Нас тогда было всего двое мужчин, и вся нагрузка ложилась на нас, – рассказывает Виталий Гордеев. "И Петр Иванович, чтобы разгрузить нас, поступил как настоящий дипломат. Он стал женщинам предлагать новые должности. Одну продвинул по профсоюзной линии, другую выдвинул в депутаты Верховного Совета, третья с его помощью стала главным врачом.
На их место пришла молодежь и Юрженко принялся с неутомимой энергией учить их. Если ты ошибался, то вместо разноса был так называемый разбор полетов. Собирались все врачи и медсестры и анализировалось каждое действие на операции. Но если он видел, что врач выполняет свои обязанности как повинность, то это не прощалось и человек мог носить белый халат, но к больным и операционному столу он просто не допускался.
У нас был случай когда один молодой врач, которого Юрженко вытащил с сельской глуши, решил пойти по административной стезе. Петр Иванович не дал добро. Тот начал строчить кляузы, а тогда времена были суровые. Поступил донос – и нет человека. Но авторитет главного врача был на такой высоте, что сотрудники карающих органов к нам даже и не пришли. С того момента доносчик перестал существовать для всех, не только для нашего главного.

Память сердца
"Об этом человеке можно говорить не один час, – дополняет своих коллег врач-хирург Александр Близнюк. Я работал с Петром Ивановичем Юрженко последние два года его жизни, когда пришел в интернатуру. Это была интересная, многогранная личность. Общался как на русском, так и на украинском языке. Причем их знание было, можно сказать, литературное. Никакого суржика. Интеллектуал, очень начитан. В то время он был консультантом, но продолжал оперировать до конца,и следил за всеми новинками медицины. Он всю жизнь поддерживал дружеские отношения со звездами советской медицины: академиками Николаем Амосовым, Александром Шалимовым и другими. Не боялся принимать решения в какие-то трудные моменты. Другой бы на его месте не стал рисковать карьерой, должностью, но Юрженко был не такой. Он шел на риск, но это была не авантюра, а до тонких мелочей продуманный шаг. И как правило, он побеждал. Он жил больницей. В сотую годовщину со дня рождения Петра Ивановича врачи областной больницы обратились с просьбой назвать его именем теплоход. Теперь от причала речпорта каждую навигацию отходит теплоход, на борту которого – надпись "Хирург Юрженко". На Таврическом, в районе новостроек, решением сессии горсовета одной из будущих улиц присвоено имя знаменитого херсонского хирурга. Но об этом человеке осталось не только имя на борту судна и название улицы. Это прежде всего память, сохраненная его пациентами, которым он сохранил здоровье, а порой и жизнь. Остались ученики, продолжающие дело всей его жизни.

На снимках: Петр Юрженко в разные годы жизни.  


Сообщает издательство "Вгору".

Погода в Херсоне
Погода в Херсоне
Курс валют
0.00 0.00
0.00 0.00
0.00 0.00
Свежий анекдот
- Мама, я больше никогда не буду есть грибы!
- Почему, сынок?
- Я вчера им обещал!
Реклама
Счетчики

Яндекс.Метрика