Городской портал Херсона

Заказное убийство

     13.11.03

Делу о заказном убийстве известного в Херсоне предпринимателя Александра Парчука в переулке Высоком суждено было стать самым нашумевшим преступлением в Херсонской области

ПРЕСТУПЛЕНИЕ Вечером 2 июня 2001 года в Херсоне, в переулке Высоком, что на Военке, раздалась серия выстрелов. Стреляли по автомобилю. После первых выстрелов прямым попаданием в сердце была убита находившаяся за рулем женщина и ранен ее муж. Последующие выстрелы добавили еще три ранения мужчине. Убийца стрелял через лобовое стекло с очень близкого расстояния. После серии выстрелов у киллера заклинило оружие, и ему пришлось передернуть затвор. Этим попытался воспользоваться Александр. Выйдя из машины, истекающий кровью он бросился на стрелявшего. Между ними завязалась драка… Все, кто знал убитого Александра Парчука, отмечали его отличную физическую форму. Поэтому неудивительно, что три пули навылет не помешали ему оказать сопротивление. Но все же, успев передернуть затвор заклинившего оружия, киллер стреляет еще два раза. Теперь в упор. И, вырвавшись из рук Александра, убегает по темному переулку.

Превозмогая боль, Парчук еще возвратился к машине и попросил выбежавших на звуки выстрелов соседей вызвать «скорую помощь» и милицию. Прибывшие врачи боролись за жизнь пострадавшего, но спустя несколько минут констатировали смерть. Оперативники, обследовав место преступления, обнаружили гильзы и место, где ожидал свою жертву убийца.

«МАСТЕР» Фигура Александра Парчука была противоречивой, соответственно и версий преступления было много. До убийства в местной прессе много писали о конфликте атамана херсонского казачества с самим казачеством. Казацкое движение в Херсоне в те времена не ограничивалось этнокультурными мероприятиями и благотворительной деятельностью. «Казацкие забавы» были куда серьезнее: перестрелки в штабе казаков, который возглавлял Александр Парчук (он же – преступный авторитет «Мастер») велись не из старинных мушкетов.

ИСПОЛНИТЕЛИ Началась оперативная работа. Осведомители сообщили о некоем жителе Каховки Игоре Брыке, который мог быть причастным к убийству Парчука. По фотографии соседи опознали молодого человека, которого неоднократно видели в переулке Высоком. После получения отпечатков пальцев Брыка следователи уже не сомневались – Игорь участвовал в убийстве семьи Парчуков.

После более чем полугодичной работы оперативники знали не только непосредственного исполнителя убийства, но и то, что преступление – дело рук целой банды, большинство членов которой кавказцы. По сведениям оперативников, в ней было не менее 5 человек. На счету у них были и разбойные нападения с использованием формы сотрудников милиции, и грабежи, и покушения на убийства. Непосредственное участие в организации убийства Парчука принимали двое – Кахабер Хачапуридзе и Каха Мгеладзе. Учитывая резонанс, который произвело убийство, и особую опасность преступников, за обезвреживание банды взялись сотрудники спецподразделения «А» управления СБУ в Херсонской области.

Мы тут белим, красим...

После выполнения заказа преступники уехали из Херсона. Но пробыв почти полгода в бегах, они решили, что заказ выполнен «чисто» и дело отнесено правоохранителями к так называемым «висякам» – преступлениям без особых надежд на раскрытие. Беглецы вернулись в Херсон и сняли квартиру в Таврическом. Тщательно обследовав стандартную девятиэтажку, сотрудники спецподразделения «А» поняли, что классической засады не получится. Нет возможности занять ближайшие квартиры, поблизости нет пустующих зданий. Дилемма разрешилась совершенно нестандартным путем.

Дом по проспекту 200 лет Херсона, как и все построенные в 1980-е здания, ни разу не ремонтировали. И вдруг в одном из подъездов начался ремонт. Никто из жителей и не подозревал, что к неожиданно затеянному благоустройству работники ЖЭУ никакого отношения не имеют.

Среди жильцов быстро распространились слухи, что работы в их подъезде поручено вести одной из частных фирм. Потому рабочие не были похожи на привычных «жэковских» – не употребляют ненормативную лексику, улыбчивы, доброжелательны, работают быстро и качественно. «Случались даже ситуации, когда жители с других подъездов обращались с просьбами что-то сварить, отремонтировать. – говорит начальник спецподразделения “А”. – Ребята не терялись. Заменить пробку или починить сантехнику для моих бойцов не проблема».

В один из дней оперативник наружного наблюдения сообщил коллегам, что к дому подъехали белые «Жигули». И хотя для «строителей» это была команда «Готовность номер один», они усердно продолжали размахивать малярскими кисточками. Пассажиры из авто, переступив через свежезамешенный цементный раствор, зашли в квартиру. Захват произошел молниеносно. Уже через 30 секунд после начала операции два непосредственных участника убийства – 26-летний Игорь Брык и 38-летний Каха Мгеладзе – были задержаны.

На квартире были обнаружены автомат Калашникова, пистолет и наркотики. Третьего участника банды – 36-летнего Кахабера Хачапуридзе, – непосредственно руководившего группировкой, нужно было еще искать.

ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ Неписаный воровской закон запрещает «серьезному» преступнику иметь постоянную женщину, а уж тем более – семью. Однако разыскиваемый относился к так называемым «беспредельщикам», для которых закон не писан. Даже воровской. Поэтому, учитывая его южный темперамент, следователи решили идти проверенным путем: хотите найти мужчину – ищите женщину.

«Мы его искали по всему югу Украины: в Николаеве, Херсоне, Одессе, – говорит начальник спецподразделения УСБУ в Херсонской области Андрей Шелко. – Установили все его любовные связи и адреса. Искали и среди многочисленных друзей грузинской общины. Но все тщетно. И наконец после двух месяцев поисков обнаружили совсем рядом – в селе Понятовка Белозерского района». Сколько пробудет Хачапуридзе в селе, было неизвестно, потому было принято решение о немедленном захвате. При разработке операции возникли новые сложности. Село – не город и затеряться здесь негде. Еще труднее устроить засаду. К тому же появление незнакомца на одном конце села тут же становится новостью для другой половины. Потому оперативники позволили себе лишь один раз проехать в авто мимо дома, в котором прятался Хачапуридзе, и опытным взглядом «сфотографировать» место, где предстояло осуществлять захват. Работа осложнялась и тем, что вел себя подозреваемый очень осторожно: из дома, что называется, нос не показывал. Так что брать преступника можно было только ночью.

«КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ» В назначенный день еще до восхода солнца отряд захвата занял позицию на околице села. Светлое время суток было решено переждать в укрытии. Для этого облюбовали ближайшую лесополосу. Первая половина дня прошла без проблем. Оставалось переждать еще часов 7–8. И тут произошло непредвиденное. Компания семиклассников прогуливала уроки в школе. А скоротать время ребята решили за игрой в «казаков-разбойников». Разделившись на две команды, они отправились в лесополосу. Аккурат туда, где в «казаков-разбойников» играли оперативники СБУ. Отряд захвата еще издалека заметил надвигающуюся «угрозу» из 6 пацанов. Легче всего было отправить прогульщиков на уроки. Однако ребята тут же растрезвонили бы сельчанам о «вооруженных людях в камуфляже и масках». Не подходил и штатный выход из подобных ситуаций – задержать свидетелей на время проведения операции. Это была бы психологическая травма для детей. Потому оперативники предложили ребятам… сыграть в «казаков-разбойников», только по их, взрослым правилам. И пацаны не без удовольствия, как говорят оперативники, пролежали вместе со спецназовцами в «шуточной», как они считали, засаде до вечера.

Слова классика «тиха украинская ночь» в полном смысле оправдались. Никто из соседей не заметил многочисленных теней, поскользнувших по тихой сельской улочке. Даже «брехливые» сельские собаки не подняли лай. Но самым неожиданным был финал операции. Хачапуридзе не скрывал радости, узнав, что в дом ворвались оперативники. Как объяснил преступник, поначалу он подумал, что с ним пришли окончательно рассчитаться те, кто его нанимал. Ведь не секрет, что после «заказанной» жертвы чаще всего «неожиданно» погибают исполнители убийства. Опасения Кахабера были столь велики, что он ни разу за время содержания в следственном изоляторе не принял пищу в камере, а предпочитал есть только в кабинете следователя.

КИЛЛЕР Человек, убивший Парчука, собирался учить детей светлому, доброму, вечному. Закончив с золотой медалью школу, парень из семьи педагогов пошел по стопам родителей – поступил в педагогический вуз.

Однако должности «инженера человеческих душ» ему показалось мало, и он решил стать «вершителем человеческих судеб».

Об Игоре Брыке в институте помнят немногие. Единственное, что могли вспомнить педагоги – это большое количество прогулов студента, из-за которых он и был отчислен. Однако все в один голос утверждают, что меньше всего могли предположить, что именно так выглядит наемный убийца. Возможно, именно так думал и сам Брык. Он объясняет свое участие в банде случаем, тяжелым материальным положением, отчаянием и безысходностью.

Кто-то, совершив «подвиг», молчит об этом, кто-то – бравирует. Наверное, Брыку было присуще последнее. Пытаясь самоутвердиться в собственных глазах, на одной из романтических прогулок по вечернему Херсону он во всех деталях рассказал своей подруге об убийстве и даже показал место, где спрятал оружие.

СУД Даже после задержания преступников и полного завершения следствия непредвиденные ситуации в этом деле не закончились.

Первое судебное заседание сорвалось: в зале суда не оказалось переводчика, владевшего грузинским. По закону подсудимый имеет право слушать дело на родном языке. Судьи понимали, что это была процедурная уловка, ведь всем было ясно, что об убийстве договаривались на русском языке. Тем не менее ежедневно «тлумача» пришлось возить из соседнего Николаева. Благо, что двумя обвиняемыми количество «иностранцев», участвующих в судебном процессе, ограничивалось. Ведь для того, чтобы принять окончательное решение, судьи должны были пригласить в зал более тридцати свидетелей.

Двое организаторов преступления – Кахабер Хачапуридзе и Каха Мгеладзе – приговорены к 15 годам лишения свободы. Исполнитель убийства Игорь Брык – к пожизненному заключению. Все они считают свой приговор несправедливым.

Те, кто непосредственно раскрывали это дело, считают его незавершенным. Ведь имени того, кто заказал убийство, они назвать не могут. Пока не могут. «В отдельное производство выделены материалы относительно заказчика этого преступления, – говорит прокурор области Николай Банчук. – Я уверен, что мы его найдем».

Автор: Олеся МАРКИТАН Сергей МИХЕЕВ.
По материалам газеты "Гривна"

Погода в Херсоне
Погода в Херсоне
Курс валют
0.00 0.00
0.00 0.00
0.00 0.00
Свежий анекдот
- Зяма, ты не знаешь, почему сгорело здание "Комсомолки" и пропал весь газетный набор?
- Не знаю, но ихние карикатуристы все отрицают!
Реклама
Счетчики

Яндекс.Метрика